Музыкально-развивающие занятия
с элементами Логоритмики
для детей от 1.5 лет 

В чём польза музыкального развития для малыша?

Выдающиеся деятели психологических и педагогических наук считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе.

Ранний возраст – это период интенсивного физического и психического развития, когда закладываются основы дальнейшего полноценного развития. Поэтому очень важно не упустить это благодатное для малыша время, наполнить его смыслом: знаниями, эмоциями, общением, музыкой, что послужит мощнейшим толчком для развития.

Изучив работы признанных авторов, методисты клуба разработали Интегрированную программу для детей от 1,5 до 3 лет. Наша программа помимо художественно-эстетической направленности ставит цель всестороннего развития ребёнка и запуска его речи посредством музыки, логоритмики, элементов театральной деятельности. Комплексные занятия, организованные по данной программе объединяют в себе музыкальную, речевую, театрально-игровую деятельность, что во взаимосвязи обеспечивает всестороннее развитие ребёнка.

На музыкально-игровых занятиях решаются следующие задачи:

  1. Запуск и развитие речи — запуск пассивного и накопление активного словарного запаса, улучшение словообразования, звукопроизношения , коммуникативных навыков посредством речевых игр, подпевок, скороговорок, потешек, чистоговорок, диалогов, театрально-игровых сценок.
  2. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие навыков в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
  3. Развитие координации движений (их выразительности, ритмичности), мимики, интонации.
  4. Развитие музыкальных способностей (чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального слуха).

Каждое занятие проходит вместе с родителями (мама, папа, бабушка), при их активном участии. На занятиях система «ребёнок + родитель» играет огромную роль и решает сразу несколько задач:

  • Присутствие на занятиях родного человека способствует формированию положительного настроя у ребёнка, уверенности и спокойствия;
  • Родители оказывают практическую помощь малышам в выполнении действий, которые им пока трудно самостоятельно совершать;
  • Учатся сами методике работы с детьми и имеют возможность повторить и закрепить игры и упражнения дома, что в свою очередь способствует прочному усвоению материала и ещё большему сближению с ребёнком.

Каждое занятие представляет собой увлекательные игры: игры – песни, игры — танцы, игры – упражнения, игры – действия с игрушками. Сюжетно — игровые сеансы пронизаны общей тематикой. Тему занятия презентует определенный кукольный персонаж, и его приключения сопровождаются определенными заданиями для малышей. Организация занятий в форме игры – главного и важного для ребёнка вида деятельности способствует длительному удержанию внимания, которое весьма неустойчиво для этого возраста.

Ребёнок раннего возраста не способен заниматься одними и тем же типом деятельности на протяжении более 5 минут, он быстро устаёт. Поэтому каждое занятие, длящееся 40 минут, включает в себя как можно больше видов деятельности:

  • Речевые и артикуляционные упражнения, упражнения
  • Подвижные музыкальные и ритмические игры
  • Дыхательная гимнастика, пение
  • Пальчиковые игры и сказки при помощи пальчикового театра
  • Элементарное музицирование на музыкальных инструментах
  • Театральные этюды и пьесы: действия – инсценировки с игрушками, с персонажами настольного, кукольного театра, обыгрывание народных песенок, потешек

Смена видов деятельности способствует длительному сохранению продуктивности малыша, что делает занятие наиболее эффективным.

Каждое занятие состоит из блоков:

1. Логоритмика.

Это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением музыкально-ритмических упражнений, направленных на речевое и двигательное развитие. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

2. Речевые игры, артикуляционные упражнения и дыхательная гимнастика.

Речевые игры представлены на занятиях в самых различных видах. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, чистоговорки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчают выполнение логоритмических задач. Чистоговорки играют особую роль. С помощью них автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение слогов и слов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания и так же способствует развитию дикции, а ещё она полезна для общего укрепления здоровья.

3. Пальчиковые игры и сказки.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук при помощи пальчикового театра и игр, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

4. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.

Развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятиях используются самодельные инструменты – «шумелки» из коробочек и пластмассовые бутылочки, наполненных различной крупой, «звенелки» из металлических трубочек, «стучалки» из деревянных палочек, «шуршалки» из мятой бумаги и целлофана.

5. Пение песен.

Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом. Развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

6. Подвижные, музыкальные и ритмические игры.

Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе. Благодаря динамическим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Способствуют развитию чувства ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

7. Театральные этюды.

Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. При помощи последовательного усложнения театрально-игровых заданий и освоения разновидностей игры – драматизации, дети постепенно учатся выразительно передавать настроение и образ того или иного героя. На начальном этапе игровые задания для малышей театрализованной деятельности – игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц, имитация основных эмоций, игра – импровизация под музыку, стихов, прибауток, коротких сказок.

8. Слушание музыки.

Воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

Комплексные и интегрированные занятия весьма продуктивны, так как решают сразу несколько задач благодаря:

  • включению в них разных видов деятельности;
  • в каждом занятии заложена тщательно продуманная мотивация, способствующая заинтересовать детей;
  • интересной и яркой формы подачи в виде сюжетной игры;
  • малочисленным группам – количество малышей в группы развития ограниченно.