Коррекция нарушений и развитие речи
у детей дошкольного возраста
Основные задачи работы логопеда:
- устранение речевых недостатков у дошкольников с ОВЗ, выравнивание их речевого и психофизического развития;
- коррекция звукопроизношения (постановка звука, автоматизация и дифференциация);
- обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении школьной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы;
- развитие связной речи у учащихся, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи;
- коррекция нарушений чтения и письма и предупреждение этих нарушений.
Помощь детям (с 4-х лет) со сложными речевыми расстройствами:
- Моторная алалия (алалические компоненты)
- Общее недоразвитие речи (1, 2, 3 уровень)
- Дизартрия (дизартрические компоненты)
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- Дислалия (нарушение звукопроизношения)
- Задержка речевого развития (темповая задержка речи)
- РКИ (русский язык как иностранный)
Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом:
- Вначале проводится комплексная первичная диагностика речевого развития ребенка (определение уровня нарушения речи, зоны ближайшего развития), затем составляется индивидуальная коррекционная программа по исправлению выявленных речевых недостатков ребенка. Содержание и структура занятий подбирается конкретно под каждого ребенка, с учетом его нарушений, возраста, психологических особенностей (оговаривается продолжительность и частота занятий, отмечается динамика, выдаются рекомендации родителям).
- В ходе индивидуальных коррекционных занятий проводится постановка, дифференциация и автоматизация звуков; развитие фонематических процессов; исправление нарушений слоговой структуры; постановка правильного речевого дыхания; исправление аграмматизмов; развитие всех компонентов речевой системы, с использованием современных технологий.
- Каждое занятие включает: логопедический, зондовый массаж (по показаниям), пальчиковая и артикуляционная гимнастика; логоритмика; дыхательные упражнения; логопедические упражнения; упражнения на развитие познавательной сферы.
- В процессе развивающей работы отслеживается динамика в коррекции нарушений развития ребенка, фиксируются успехи и «точки», требующие пристального внимания и более точного подбора корректирующих приемов.
- Занятия проходят в игровой, комфортной для ребенка атмосфере.